Панды в современном искусстве. Часть 2. Граффити

Chinabear&Lennon

Современное искусство – это безумный коктейль из ярких красок, стилей, направлений и творческих экспериментов. Современный художник свободен творить все, что ему заблагорассудиться.

Сегодня мы представляем вам подборку работ “уличных” художников. В нашей копилке уже есть видео с работой художника, который нарисовал Большую панду в стиле граффити. Видео вы можете посмотреть на страничке нашего сообщества в Facebook или тут.

Автор прислал нам свою работу на почту – PandaFriends.ru@gmail.com. Если у вас есть чем поделиться с нами – мы ждем ваших работ!

Именно благодаря этой “первой ласточке” мы решили познакомить наших читателей с местом Больших панд в современном искусстве. В первой части знакомства с работами  художников нашего времени, мы рассказали о знаменитом современном китайском  художнике – Zhang Qikai.

Вторую часть мы решили посвятить уличному искусству, а именно граффити.

Граффити, граффити (в контексте исторических надписей единственное число — граффито; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

Wikipedia.org

Искусство граффити было известно еще с древних времен. В странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы) были обнаружены настенные рисунки-граффити.

В современном мире граффити тесно ассоциируется с культурой хип-хопа. Считается, что именно от нью-йоркского граффити в метрополитене произошло множество направлений и стилей современного граффити.

Однако, это не совсем так. Современное граффити ведет свое начало еще с 1920-х годов (Texino). Во время Втрой Мировой войны  фраза “Killroy was here”, дополненная изображением, стала распространена по всему миру. Эту фразу использовали американские войска, и она быстро проникла в американскую массовую культуру.

В 1968 году в ходе протестов во Франции по Парижу были распространены лозунги L’ennui est contre-r?volutionnaire («Скука контрреволюционна»), выполненный как раз в стиле граффити. Знаменитым граффити XX века связана с рок-культурой, это надпись в лондонском метрополитене, гласящая Clapton is God”. Эта фраза была написана аэрозольной краской на стене станции Ислингтон осенью 1967 года.

Искусство граффити также  связанно и с протестным движением панк-рока начала 1970-х годов. Такие группы, как Black Flag и Crass всюду наносили свои названия по трафаретам, между тем как многие панковские ночные клубы, помещения и места встреч славятся своими граффити. В конце 1980-х изображение перевернутого бокала Мартини – символ панк-группы Missing Foundation — стало самым повсеместным граффити в нижнем Манхэттене, и воспроизводилось фанатами хардкор-панка по всей Америке и Западной Германии.

Граффити глубоко проникло в современную культуру. Сегодня граффити – это особая культура, это вид уличного искусства, способ самовыражения. Не зря именно граффити использовали политические активисты, чтобы донести свои идеи до людей. Так же граффити широко использовали уличные группировки, такие как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию.

Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183.

Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей».

В наше время большой популярностью пользуется спрей-арт – это вид искусства граффити, при котором рисунок исполняется аэрозольными спреями-красками. В современном спрей-арте можно выделить следующие основные стили:

  1. Бабл (англ. bubble letters — дутые буквы), в этом стиле все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три.
  2. Блокбастер (англ. Blockbuster) — Большие буквы без переплетений и каких либо графических изысков. Обычно моно- или двухцветные. Часто для их рисования используют валики, так как нужно покрыть очень большие поверхности за короткое время.
  3. Уайлд (англ. Wildstyle — дикий стиль) — очень распространённый стиль, включающий в себя множество подстилей. Чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, такие графические элементы как осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость практически пропадает. Из уайлда выделяют также 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).
  4. Cтиль Дайма или FX — основоположником стиля является немецкий райтер Daim (Deim первоначально) из FX Crew (FX Cru). Характерными чертами этого стиля являются объёмность букв с ярко выраженной перспективой, игра света и тени, плавные цветовые градиенты и в целом реалистичность картинки.

Граффити широко распространено по всему миру. Например, Бразилия считается мировой столицей граффити. Многие художники едут за вдохновением именно в бразильские города, где на всех свободных поверхностях красуются граффити.

Старушка Европа и США не балуют приветливостью своих граффитчиков. Ежегодно власти борются с незаконными изображениями на улицах, в метро, на поездах. В Нью-Йорке (к слову прародителе граффити) существует даже отдельный Департамент полиции по борьбе с граффити. Однако, заставить художника остановиться и не творить просто невозможно. Граффитчики изловчились и преодолевают все препятствия ,которые им готовят власти. Множество различных стилей граффити можно обнаружить в лондонском переулке Ontario.

Во многих странах Европы, а так же США существуют специальные программы по борьбе с граффити. Но несмотря на это, именно в Англии появился художник, или, как он сам себя называет, арт-террорист Бэнкси, перевернувший стиль британского граффити (выдвинув на первый план трафаретное граффити — для большей скорости) и изменивший его содержание. Его работы полны сатиры по поводу социального и политического состояния Великобритании. Часто он рисует обезьян и крыс.

В Австралии к борьбе за чистоту улиц подошли так же с небывалом размахом, однако власти не отлавливаю граффитчиков, не штрафуют их и не сокращают объемы продажи аэрозольной краски. Все гораздо проще! На территории Сиднейского университета расположен целый туннель граффити. Австралийские власти решили выделять специальные территории уличным художником для их творчества.

На Ближнем Востоке граффити развивается медленно: в основном, граффитчики оставляют только небольшие теги в разных районах ОАЭ, Израиля и Ирана.

В Киае граффити зародилась с момента начала политической деятельности Мао Цзэдуна. Именно при помощи граффити Мао распространял коммунистические лозунги.

Зарождение граффити в России произошло еще в годы СССР. Первыми граффитчиками считаются – Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. Большую роль в популяризации граффити сыграла российская брейк-данс команда Da Boogie Crew, ведущая специальную рубрику в популярном молодёжном журнале Птюч.